История 166-й стрелковой дивизии

      В тридцатых годах прошлого века политическая обстановка в Европе становилась всё более напряжённой. С приходом в Германии к власти фашистов во главе с Гитлером всё настойчивее стало проявляться её стремление взять реванш за поражение в Первой мировой войне. Конфликт между западными державами и Германией всё более обострялся. Германия ускоренными темпами создавала сильнейшую армию, оснащённую самыми современными видами вооружения-танками, самолётами, артиллерией, новыми образцами стрелкового оружия.
  Были очевидными её агрессивные намерения по перекройке карты Европы. Тому подтверждение германо-итальянская интервенция против республиканской Испании и их помощь франкистам в 1936-1938 гг., аншлюс Австрии в 1938, Мюнхенскиий сговор об аннексии части Чехословакии 1938 года. Западные страны, прежде всего Англия и Франция, своими политическими действиями пытались направить агрессивные устремления фашистской Германии на восток, против Советского Союза. В это же время на Дальнем Востоке проводила агрессивную политику союзница Германии Япония, приведшую к боевым столкновениям летом 1938 года в районе озера Хасан, а затем в Монголии, в районе Халхин-Гола.

  Возрастающая угроза нападения на Советский Союз вынудила руководство страны принять действенные меры по увеличению Вооружённых сил, повышению их боевой готовности и технического оснащения. В июле 1939 года был принят план реорганизации Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА). Составной частью этого плана было комплектование всей армии на кадровой основе и увеличение количества стрелковых дивизий.
  За период с 1939 по 1941 гг. в СССР было сформировано 125 новых стрелковых дивизий, в том числе в Сибирском военном округе-девять.

  Стрелковая дивизия РККА, в соответствии со штатным расписанием, включала 3 стрелковых полка.

  Каждый стрелковый полк включал батарею полковых пушек калибра 76мм, батарею 45-мм противотанковых пушек и батарею 120-мм миномётов. В каждом полку было по три стрелковых батальона. В составе каждого батальона был взвод 45-мм противотанковых пушек и рота 82-мм миномётов. Всего в дивизии было 27 стрелковых рот, каждая из которых располагала двумя 50-мм миномётами.

В дополнение к этим частям в состав дивизии входили два артиллерийских полка, отдельный зенитный дивизион и отдельный противотанковый дивизион. Таким образом,в стрелковой дивизии имелось 210 орудий и миномётов (без учёта 50-мм миномётов), что позволяло классифицировать её как стрелково-артиллерийское соединение. 40% личного состава дивизии составляли артиллеристы и пулемётчики.
  В составе дивизии был достаточно сильный разведывательный батальон, включающий в себя роту танков (16 машин) и роту бронеавтомобилей (13 машин). С учётом наличия в дивизии автомобильного батальона (400 автомобилей) у командира дивизии была возможность в случае необходимости сформировать мощное подвижное соединение и в составе разведывательного и танкового батальонов и стрелкового полка на грузовиках с артиллерией.
  Всего по штату военного времени в дивизии содержалось 14483 человека. По этому штату комплектовалась только часть дивизии, дислоцировавшихся в приграничных особых военных округах. Большинство дивизий было укомплектовано по штату мирного времени, в соответствии с которыми из 27 стрелковых рот развёрнуты были только 9, а остальные «обозначены» кадрами. Дивизия в этом случае насчитывала 5864 человека, в ней было всё, предусмотренное штатом военного времени оружие и боевая техника. При мобилизации дивизии надлежало принять недостающее количество резервистов и получить из народного хозяйства недостающие до штата военного времени 2000 лошадей и около 400 автомобилей.

Формирование 166-й стрелковой дивизии

   18 августа 1939 года в городе Томске началось формирование 166-й стрелковой дивизии. Командиром дивизии был назначен полковник Холзинев Алексей Назарович, прибывший с должности старшего преподавателя Омского военно-пехотного училища. В штабе 58-го стрелкового корпуса полковник А.Н. Холзинев получил штатное расписание дивизии,порядок формирования и указания по размещению. Основой для формирования частей дивизии стали 260-й стрелковый и 337 артиллерийско-гаубичный полки 71-й стрелковой дивизии, штаб которой располагался в г. Кемерово. Вскоре на должность комиссара дивизии прибыл бригадный комиссар Русанов Иван Иванович. Начальником политотдела дивизии был назначен батальонный комиссар Михаил Васильевич Удалов. Впоследствии, в связи с отъездом М.В. Удалова на учёбу в академию, на эту должность прибыл Фёдор Михайлович Напалков, бывший замначальника политотдела Омского военного училища. На должность начальника штаба дивизии прибыл выпускник академии им. Фрунзе майор Александр Леонидович Стафеев. За несколько дней штаб и его отделы были укомплектованы. Достаточно трудным делом было предстоящее размещение личного состава дивизии. Город Томск был не в состоянии выделить дополнительные помещения. Поэтому пришлось уплотняться, строить трёхъярусные нары, как в казармах Северного городка, где разместились три стрелковых полка и спецчасти дивизии, так и в Южном городке, где расквартировались два артиллерийских полка, зенитно-артиллерийский и истребительно-противотанковый дивизионы.

  С назначением на должность заместителя командира дивизии по тылу подполковника Петра Васильевича Балабушевича, был сформирован штаб тыла, укомплектованный профессионалами своего дела. Был полностью решён вопрос снабжения всего личного состава всеми видами довольствия. П.В. Балабушевич, несмотря на трудности города с размещением прибывающих военных, сумел всех устроить и даже разместить около ста семей командного состава дивизии в городской гостинице «Северная».
  Дивизия с первого дня считалась Сибирской не только по месту своего формирования, но и по контингенту личного состава. Рядовой состав формировался из призывников Новосибирской и Омской областей, Алтайского и Красноярского краёв. Младший командный состав укомплектовывался из других частей СибВО, выпускниками полковых школ, развёрнутых дивизий. Средний командный состав пополнялся выпускниками военных училищ и военных кафедр учебных заведений Сибири и выпускниками окружных военных курсов младших лейтенантов. Старший командный состав составляли выпускники военных академий СССР,широко практиковалось назначение на вакантные должности преподавателей и командиров военных училищ.
  Непосредственно размещением личного состава занимались назначенные командиры и комиссары полков и отдельных батальонов.
  423-й стрелковый полк. Командир-майор Шабардин Василий Степанович, комиссар-Анисимов Александр Владимирович.

  517-й стрелковый полк. Командир-полковник Рыбаков Тимофей Илларионович, комиссар-Ляшко Яков Фёдорович.

  735-й стрелковый полк. Командир-майор Койда Самуил Трофимович, комиссар-Пшеничко Марк Иванович.

  499-й гаубично-артиллерийский полк. Командир-майор Тамм Александр Иосифович, комиссар –Кузьмин Михаил Иванович.

  359-й лёгкий артиллерийский полк. Командир-Верхалло Андрей Андреевич, комиссар –Егоров Степан Васильевич.

  177-й отдельный зенитно-артиллермйский дивизион. Командир-старший лейтенант Воловик Тихон Максимович,комиссар –Вороновский Иона Иосифович.

  191-й разведывательный батальон. Командир-старший лейтенант Еремеев Виктор Сергеевич, комиссар-Синяков Павел Денисович.

  195-й отдельный батальон связи. Командир-капитан Французов Семён Осипович, комиссар — Немтышкин Григорий Григорьевич.

   Формирование дивизии закончилось 20 октября 1939 года. Дивизии было присвоено наименование –«166 стрелковая дивизия». Штатный состав составил 5850 человек. Наряду с укомплектованием личным составом, дивизия была полностью оснащена стрелковым и артиллерийским вооружением по табельной потребности военного времени. Уже в октябре дивизия приступила к проведению плановой боевой и политической подготовки, слаживанию отделений и взводов. Первые результаты боевой учёбы были оценены в конце декабря 1939 года по организованным штабом дивизии контрольным занятиям и стрельбам. Результаты были признаны удовлетворительными.

  В результате принятых правительством мер по реорганизации РККА в СибВО на апрель 1940 г. осталось 6 стрелковых дивизий, в том числе и 166-я. Дивизии начали пополняться кадровыми военными,выпускниками вновь созданных военных училищ. 1940 год стал переломным в плане обучения на новой основе, на основе боевого опыта, приобретенного в боях на Халхин-Голе и в Финскую компанию. Обучение проходил и приписной состав, призываемый на учебные сборы по ротационному принципу. Боевая учёба проводилась на полигонах и в учебных классах, в летний и зимний периоды. Дивизии Сибирского военного округа по уровню боевой готовности, обученности и оснащённости в предвоенный период были самыми боеспособными в Красной Армии.

  В мае 1941 года 166-я стрелковая дивизия приступила к плановой боевой и политической подготовке. Для отработки боевых навыков в условиях максимально приближенным к реальным дивизия выехала на Юргинский полигон.

   В воскресенье 22 июня в Юргинском военном лагере проводился военно-спортивный праздник. На него были приглашены гости из Томска, Кемерова, Юрги, окрестных сёл, семьи командиров. В самом разгаре праздника в четыре часа дня по местному времени по радио было объявлено о вероломном нападении фашистской Германии на СССР. Война! Дивизии предписывалось немедленно вернуться к месту постоянной дислокации в Томск. Поздно ночью на следующий день дивизия вернулась в свои казармы. С утра 24 июня военные городки 166-й стрелковой дивизии превратились в мобилизационные пункты. К концу дня 26 июня дивизия приняла недостающее пополнение по штату военного времени и насчитывала 14483 солдат и офицеров. Весь личный состав получил новое обмундирование и положенное по штатному расписанию оружие. Среди личного состава было около 400 женщин, призванных из запаса для укомплектования медико-санитарного батальона. В этот же день, 26 июня в 23 часа началась погрузка в железнодорожный эшелон первого батальона 423-го стрелкового полка. Затем в три часа ночи 27 июня погрузка и отправка второго батальона, в девять утра — третьего. В 12 часов дня ушёл последний эшелон 423-го полка со штабом, ротами связи, транспортной, санитарной ,сапёрной и взводом разведки. Направление следования-Западный фронт. Последний эшелон с частями 166-й стрелковой дивизии вышел из Томска 30 июня.
   Воинские эшелоны с частями 166-й стрелковой дивизии начали прибывать на фронт 7 июля 1941 года. К середине июля подразделения дивизии, входившие в состав сибирской 24-й армии, заняли оборону на смоленской земле на рубеже г. Белый-Дорогобуж-Ельня.

       Сибирякам предстояло принять на себя удар фашистских войск группы армий «Центр», рвавшихся к Москве. Боевое крещение 166-й стрелковой дивизии состоялось 19 июля у озера Щучье. Два батальона 517-го стрелкового полка и дивизион 499-го артполка, вступив в бой с превосходящими силами противника, нанесли ему ощутимый удар. Тяжёлый, кровопролитный бой, продолжавшийся несколько часов, вели у разъезда Ломоносово бойцы 735-го стрелкового полка.

   В течение 75 дней непрерывные,жестокие бои вела 166-я стрелковая дивизия в районе Смоленска, Белого, Ярцева, Духовщины, Вязьмы, Ельни. День за днём, страница за страницей писалась героическая летопись дивизии её бойцами и командирами. Восьмого августа командир батальона 423-го стрелкового полка майор И.А. Войцеховский с группой бойцов оказался в полосе прорыва немецких танков на командном пункте батальона. Связавшись с командным пунктом полка, майор Войцеховский вызвал огонь на себя.
  Танки были остановлены, частично уничтожены. За этот подвиг И.А. Войцеховский посмертно награждён орденом Ленина.

  11 августа два полка дивизии-517-й и 735-й сумели прорвать оборону противника и обеспечить выход группы генерала Болдина из окружения.

  Пулемётчик Коломентьев, уроженец села Коларово Томского района в одном из боёв уничтожил до 100 фашистов. Он вёл огонь до последнего патрона до тех пор, пока немецкий танк ни заутюжил его в окопе.

  В составе дивизии был массовый героизм воинов. В конце сентября обескровленную 166-ю дивизию, к тому времени входившую уже в состав 19-й армии, отвели во второй эшелон для пополнения.

  Но на рассвете 2 октября после сильной авиационной и артиллерийской подготовки противник перешёл в наступление основными силами группы армий «Центр». Дивизия заняла оборону вблизи города Холм-Жирковский. Несгибаемое мужество проявили в этих боях воины-томичи. Но силы были неравными, противник имел большое численное превосходство в живой силе, в танках, артиллерии, особенно авиации.
  4 октября командование Западного фронта приняло решение об отводе войск на Гжатский оборонительный рубеж. Но провести быстрый отвод войск не удалось. Моторизованные гитлеровские корпуса отрезали пути отхода, вследствие чего 7 октября в окружении оказались 16 дивизий Западного фронта, в том числе 166-я.
  До последней возможности дрались бойцы, приковывая к себе врага,сдерживая его продвижение на Москву. Не раз они предпринимали попытки пробиться из окружения. Тысячи воинов-томичей полегли в этих боях, погибли командир дивизии А.Н. Холзинев и бригадный комиссар Русанов И.И.

  Оставшиеся в живых бойцы и командиры уходили в леса, становились партизанами, чтобы продолжать борьбу с врагом. В партизанских отрядах на Смоленщине и в других областях сражались многие воины из 166-й дивизии, в том числе немало томичей. Среди них-старший лейтенант из 499-го артполка Н.В. Бычков, капитан И.М.Срывков, капитан Б.В. Сидоренко из 423-го стрелкового полка, младший лейтенант Г.В Еранаков, старшина В.Н. Фролов, воентехник К.А. Бахтин, старший сержант 517-го полка Х. Иксанов, артиллерист 499-го артполка Н.А. Сорочинский, младший лейтенант В.И. Васильев, разведчик 423-го стрелкового полка И.И. Стародуб, боец отдельного батальона связи Г.Д. Розенберг, бывший работник завода «Металлист» Сергей Догаев, братья Леонид и Григорий Лобацкие и другие.
  Недолгим был боевой путь 166-й стрелковой дивизии в первые месяцы войны. Непростая фронтовая судьба досталась ей — жестокие, кровопролитные бои,окружение… В течение долгих лет несправедливо обходили и замалчивали её историю. Уцелевшие бойцы дивизии и после Победы были лишены признания за свои подвиги.


  166-я стрелковая дивизия полностью выполнила свой долг и сохранила свою честь ценою жизни многих своих бойцов. Вместе с другими частями и соединениями Западного фронта она способствовала провалу гитлеровского плана молниеносной войны. Здесь, на дальних подступах к столице, были заложены основы будущей Победы. Закрыв собою Москву, 166-я стрелковая шагнула в бессмертие.

 

  Балабушевич В. Ю.  Дорогой бессмертия (История и боевой путь 166-й стрелковой дивизии)
   В статье рассматривается история и боевой путь первого формирования 166-й стрелковой дивизии. Дивизия была сформирована в 1939 г. в г. Томске, в котором и дислоцировалась до начала войны. Вступив в боевые действия в июле 1941 г., она вела активные боевые действия против немецко-фашистских захватчиков вплоть до окружения шестнадцати советских соединений из 19-й, 20-й, 24-й, и 31-й армий Западного и Резервного фронтов западнее Вязьмы. Дивизия погибла, выполнив свой воинский долг и закрыв собой Москву. https://elibrary.ru/item.asp?id=25644824