Книги о 166-й стрелковой дивизии

Часть 19. В начале было Слово

И пошли по окопам, по ротам и взводам
В портупеях с наганами политруки.
И беседы их были понятны народу,
И призывы их были просты и звонки.

«Завтра бой… у фашистов броня, самолеты,
Враг пойдет в наступление завтра на нас.
Пусть поглубже в окопы зароются роты.
Не пустить их!»  Такой был получен приказ.

Помолчи, политрук. Все понятно солдату,
Будет бой, будет битва в полях горяча.
Помолчи, политрук. Лишних слов тут не надо,
Не одна в небесах загорится свеча.

А останется кто – пронесет свою ярость,
Будет дальше врагу ненавистному мстить.
А коль встретит свою седовласую старость,
О погибших товарищах —  память хранить

Из поэмы «166 стрелковая дивизия»   А. Борисов

Важнейшим фактором укрепления вооруженных сил страны в предъвоенные годы явилось укрепление политического влияния партии в войсках, возрастание роли политработников и партийных организаций. Особое значение придавалось армейским и флотским партийным организациям, росту их численности. Во всех соединениях, особенно в формирующихся, велась напряженная работа по созданию полнокровных партийных и комсомольских организаций.

 Не была исключением и 166 стрелковая дивизия.

 С первых дней ее формирования, в частях и подразделениях началась кропотливая работа по созданию партийных и комсомольских организаций. Рост численности этих организаций в первое время осуществлялся за счет призванных в армию коммунистов и комсомольцев. Их распределяли так, чтобы они были во всех подразделениях и частях. По мере укомплектования подразделений проводились выборные партийные и комсомольские собрания. Секретарями партийных и комсомольских организаций выбирались люди, как правило, уже имеющие опыт такой работы. Всего в дивизии на начало декабря 1939 года было 225 кандидатов и членов ВКП(б), а членов ВЛКСМ — 1483 человека.

 Основную массу членов партии в дивизии составляли коммунисты, вступившие в ВКП(б) после 1937 года. Все парторги в частях соединения, к моменту избрания на должности, имели партийный стаж менее и около года. Это объясняется прежде всего прекращением приема в партию в связи с массовой чисткой в 1933-1934 годах и последующего затем в 1935-1936 годах обмена партийных документов. После возобновления приема в партию (ноябрь 1936 года) рост численности партийных организаций происходил крайне медленно. За 1937-1941 годы партия в значительной степени обновила свой состав, в ее рядах осталось лишь 6% коммунистов, вступивших в нее при жизни В.И. Ленина.

        В 1937-1938 годах были необоснованно репрессированы тысячи руководящих работников армии и флота, в том числе: 20 членов военных советов округов и флотов, 20 начальников политуправлений округов и флотов, 14 комиссаров корпусов, 65 военных комиссаров дивизий, 102 начальника политотдела соединений, 92 комиссара полка, 7 комиссаров академий, 68 работников военной печати.

       Это отрицательно сказалось и на оставшихся в Вооруженных Силах руководящих работниках.

      Под влиянием необоснованных репрессий у многих из них терялись такие качества, как инициатива, творческий подход к решению задач, появлялись робость и неуверенность в работе. Немногие партийные, советские и военные руководители пытались выступить против необоснованных репрессий, указывали на тяжелые последствия их для Советского  государства и для обороны страны, среди них были Н.В. Куйбышев  (командующий Закавказским военным округом), Ф.Ф. Раскольников и другие.
Репрессии усугубили также остроту кадровой проблемы среди политработников. Так, в 1939 году Красная Армия пришла с некомплектом политработников в количестве 10525 человек или 29,8% от штатной численности. С началом развертывания новых соединений этот некомплект все более увеличивался, особенно в среднем и младшем званиях. Так по 166 стрелковой дивизии некомплект в политсоставе на декабрь 1939 года был следующим: в стрелковых полках от 11 до 13 человек (423, 517, 735 с.п.), 359 ЛАП-3 человека, 499 ГАП-2 человека и так далее. Всего по дивизии не хватало 51 человека политсостава.

     В оставшееся перед войной время создавшееся положение удалось несколько исправить. Так 23 августа 1939 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло специальное постановление «Об отборе 4000 коммунистов на политработу в РККА».  В 1939-1940 годах местные партийные организации направили в Красную Армию для ведения политработы дополнительно 5500 коммунистов. Однако отсутствие достаточного опыта, а в ряде случаев и слабая подготовка нового пополнения отрицательно сказывались на уровне и качестве партийно-политической работы в Красной Армии.
С момента формирования 166 стрелковой дивизии вся партийно-политическая работа строилась на изучении материалов 18 съезда ВКП(б),Внеочередной сессии Верховного Совета СССР, а также разъяснению нового текста военной присяги (утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР в январе 1939 года), пропаганде новых уставов, наставлений, в которых был обобщен опыт, приобретенный советскими войсками во время боевых действий на Дальнем Востоке и в советско-финской войне. 

      Немалое место в партийно-политической работе в Красной Армии отводилось на занятия по изучению книги «История ВКП(б). Краткий курс». В частности в 166 стрелковой дивизии при дивизионной партийной школе (ДПШ) проводились занятия по изучению «Краткого курса». Так на дневном отделении занимались политруки и секретари партбюро, а на вечернем – все заместители и помощники политруков и комсорги. Для слушателей ДПШ читались лекции по работам В. И. Ленина «Что делать?», «Шаг вперед, два шага назад», а также лекция по 20-й главе «История ВКП(б). Краткий курс».  

     Лица старшего и среднего командно-политического  состава посещали специальные занятия, организованные при Томском госуниверситете, где изучали курсы по истории Советского государства, Коммунистической партии, политэкономии и ряд других.

     В целом изучение истории ВКП(б) в соединениях проходило следующим образом: а) самостоятельно, б) в ДПШ, в) в системе политзанятий.
    Были случаи, когда бойцы и командиры соединения либо отказывались, либо уклонялись от изучения истории ВКП(б). Так, например, поступил коммунист Орлов, член партбюро  359 ЛАП, который мотивировал свой отказ следующим образом: «Я проходил  «Краткий курс» в институте, так зачем мне изучать?»; комсомолец Макаров совершенно отказался изучать историю партии; заместитель политрука 517 стрелкового полка Смоляр плохо изучает историю ВКП(б).

     В данной сводке приведены лишь примеры отказа или уклонения от изучения «Краткого курса» лицами, занимающими выборные должности в партийных и комсомольских организациях соединения. Судя по содержанию документа, были также отказы лиц и рядового состава, как партийных, так и беспартийных. Причем подобные факты были и в других дивизиях округа, что подтверждается такими же сводками и донесениями.
Дальнейшую судьбу этих и других «отказников» и «уклонистов» по архивным документам проследить не удалось. Но совершенно ясно, что эти люди понесли наказания, они были репрессированы.
За ходом марксистско-ленинской подготовки и политзанятий в дивизии был установлен всесторонний контроль. Во время политзанятий почти все командиры и политработники, от командира дивизии до политрука роты, если они не были заняты в этот день в своей группе,
либо проводили занятия, либо контролировали их. Был введен строжайший учет посещения командирами занятий по марксизму-ленинизму, введена 4-х балльная система индивидуальной оценки политических знаний красноармейцем.
    Это дало свои положительные результаты. В частности, во время весенней инспекторской проверки 1940 года частей дивизии по политзанятиям дала следующие результаты:

     517 стрелковый полк – хорошо, 359 артполк – хорошо, 423 стрелковый полк – посредственно, 231 ОСБ – отлично, 177 ОЗАД – отлично, 195 ОБС – хорошо, 499 артполк – хорошо, 735 стрелковый полк – хорошо, 191 разведбат – отлично.  В целом по дивизии оценка – хорошо. Эти оценки свидетельствуют о том, что в основном партийно-политическая работа в дивизии была поставлена на должном уровне, умело велась работа по подбору кадров руководителей групп политзанятий.

     Большую помощь политотделу 166 стрелковой дивизии в этой работе оказывала дивизионная газета «Боевой путь», которая на своих страницах освещала вопросы боевой и политической подготовки и партийно-политическую жизнь в соединении. Газета была основана в ноябре 1939 года и выходила до начала октября 1941 года. Выпускалась она 3 раза в неделю. Практически все номера газеты были утрачены, сохранились лишь отдельные ее экземпляры. Редактором газеты все эти годы был Анатолий Михайлович Кочетков.

    В газете регулярно освещались вопросы партийно-политической жизни, рост партийных и комсомольских организаций, политучеба. На страницах газеты был введен отдел «день нашей части», где помещалась оперативная информация о жизни частей и подразделений дивизии, а также и показа лучших воинов и освещении недостатков. Газета завоевала большой авторитет среди личного состава и стала массовой красноармейской газетой, в которой вначале было всего 25 человек военкоров, а в середине 1940 года их уже насчитывалось более 200 человек.
Кроме дивизионной газеты во всех полках регулярно выходили и полковые многотиражки (423 сп – «На боевом посту», 517 сп – «Снайпер»,735 сп – «Сталинец», 359 ЛАП – «Залп», 499 ГАП – «Артиллерист». Ни одного номера этих газет не было найдено.

      Партийные организации частей округа проводили большую работу и по созданию полнокровных ротных  партийных организаций, налаживанию приема и кандидатов и членов ВКП(б). Слабый рост партийных организаций СибВО в довоенный период объяснялся тем, что большинство дивизий только формировались. Личный состав слабо знал друг друга, не хватало стажа по совместной службе в данной части, мало было коммунистов, которые имели право давать рекомендации для вступления в ВКП(б).

      На 1 января 1940 года по всем парторганизациям дивизии насчитывалось членов ВКП(б) – 152 человека, кандидатов – 207 человек. Всего 359 человек. За период с 1 января по 1 мая 1940 года парторганизация  увеличилась на  318 человек. Всего членов партии стало 308, кандидатов – 369 человек. Итого на учете в парторганизации состояло 677 человек.

     Одновременно с формированием дивизии решались вопросы создания полнокровных партийных и комсомольских организаций в частях и подразделениях, налаживании партийно-политической работы в соединении и выпуска дивизионной газеты. С этими задачами политотделу 166 дивизии удалось справиться полностью, хотя зачастую политработа сводилась к штудированию личным составом «Краткого курса» и биографии И. В. Сталина.

      Начавшаяся война потребовала немедленного перераспределения партийных сил. Необходимо было направить значительную часть коммунистов в Действующую армию. Основное перераспределение партийных сил было проведено в первые шесть месяцев войны. Оно происходило по трем основным направлениям: 1) по персональным партийным мобилизациям, главным образом для направления в армию коммунистов в качестве политработников высшего и среднего звена; 2) путем массовой мобилизации коммунистов, главным образом низового партактива в качестве политбойцов; 3) гражданская мобилизация, среди призываемых в армию советских граждан было много коммунистов и комсомольцев. В основном они направлялись в формирующиеся части в качестве рядовых бойцов. Всего во второй половине 1941 года в качестве политбойцов было мобилизовано более 60 тысяч коммунистов и 40 тысяч комсомольцев. На укрепление частей Западного фронта в качестве рядовых красноармейцев-политбойцов было послано более 27 тысяч коммунистов и комсомольцев.   Приходило такое пополнение и в 166 стрелковую дивизию. Так, в частности, перед началом июльских боев в дивизию влился отряд из 200 коммунистов и комсомольцев г. Москвы. А накануне августовских наступательных боев 19 армия Западного фронта была пополнена еще 1446 политбойцами, прибывшими из Ленинградской, Ярославской, Тамбовской и  Пензенской областей. В 166 дивизию было направлено 96 политбойцов.
Важнейшей задачей партийно-политической работы явилось воспитание всего личного состава в духе нерушимой верности Военной присяге и высокого чувства ответственности за выполнение воинского долга. Командиры и политработники должны были широко популяризировать героизм советских воинов, отличившихся в боях с гитлеровскими войсками, особенно в борьбе с самолетами и танками противника. Политработникам, наряду с командирами, приходилось обучать бойцов как пользоваться бутылками с горючей смесью, как ими поджигать вражеские танки, учить по звуку отличать самолеты противника от своих, как избавиться от страха перед врагом и многому другому. Все это теперь входило в обязанности политработника, кроме того, показывать во всем этом бойцам личный пример. В первые месяцы войны это была самая распространенная форма политработы.

       В частях 166 стрелковой дивизии политработники делали все возможное, чтобы партийно-политическая работа не прекращалась ни на минуту. Личному составу повседневно разъяснялись огромные потенциальные возможности нашей страны, ограниченность ресурсов фашистской Германии. Большое внимание в соединении уделялось пропаганде примеров мужества и героизма своих бойцов, командиров и политработников. Большую роль в этом деле сыграла дивизионная газета «Боевой путь», в которой постоянно печатались заметки об отличившихся красноармейцах и командирах, помещались фотографии.

       В ходе наступательных боев бойцы и командиры 166 дивизии, при освобождении сел и деревень, воочию видели злодеяния гитлеровцев. В этих же боях они впервые видели множество фашистских могил, целые кладбища. Эти и другие факты политработники умело использовали в своей повседневной работе с личным составом соединения. Направляющую и организационную работу политработников вел политотдел дивизии под руководством бригадного комиссара Федора Михайловича Напалкова. В целом благодаря целенаправленной работе политотдела, партийных и комсомольских организаций, подавляющее число коммунистов и комсомольцев соединения служили образцом мужества и отваги для всех воинов и внесли свой достойный вклад для победы над врагом.
В ожесточенных боях мужали и закалялись воины Красной Армии. Военные советы, политотделы, парторганизации обобщали положительный опыт руководства войсками в боевых условиях, делали его достоянием командиров и политработников.

1 comment / Add your comment below

  1. Спасибо автору книги «Солдаты и Комбаты» Александру Борисову за большой труд по сохранению памяти о воинах, которые боролись за освобождение Родины от фашизма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *